Размер шрифта
Цвет сайта
Поиск
Обычная версия сайта
21 января, пятница
Версия для слабовидящих Обычная версия
ИНТЕРНЕТ - ПРИЕМНАЯ
Личный кабинет
ИНТЕРНЕТ - ПРИЕМНАЯ (авторизация в ЕСИА) ИНТЕРНЕТ - ПРИЕМНАЯ (без регистрации)
Авторизация позволит вам:
  • Обратиться к Правительству РК
  • Посмотреть изменение статуса вашего обращения
  • Посмотреть ответы на ваши обращения
  • Управлять учётной записью
Государственный мониторинг земель

В соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26.12.2014 № 852 «Об утверждении порядка осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения» государственный мониторинг земель                         в Российской Федерации осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

 

В соответствии с Положением о Госкомрегистре, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Крым от 15.08.2017 № 409, Госкомрегистр – исполнительный орган государственной власти Республики Крым, осуществляющий переданные Республике Крым часть полномочий Российской Федерации, в том числе по осуществлению государственного мониторинга земель.

 

 

В соответствии со статьей 67 Земельного кодекса Российской Федерации задачами государственного мониторинга земель являются:

1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка                               и прогнозирование этих изменений, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия;

2) обеспечение органов государственной власти информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, включая реализацию полномочий                       по государственному земельному надзору (в том числе для проведения административного обследования объектов земельных отношений);

3) обеспечение органов местного самоуправления информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, в том числе по муниципальному земельному контролю;

4) обеспечение юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

 

 

При осуществлении государственного мониторинга земель необходимые сведения получаются с использованием:

а) дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);

б) сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков;

в) наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);

г) сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости;

д) землеустроительной документации;

е) материалов инвентаризации и обследования земель, утвержденных                     в установленном порядке;

ж) сведений о количестве земель и составе угодий, содержащихся в актах органов государственной власти и органов местного самоуправления;

з) данных, представленных органами государственной власти и органами местного самоуправления;

и) результатов обновления картографической основы (результатов дешифрирования ортофотопланов или сведений топографических карт и планов);

к) данных государственного лесного реестра, а также лесохозяйственных регламентов лесничеств (лесопарков).

 

В зависимости от целей наблюдения государственный мониторинг земель подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель.

В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение                 за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением.

В рамках мониторинга состояния земель осуществляются наблюдение                   за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе                   с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.

В качестве объектов государственного мониторинга земель определяются земли (независимо от форм собственности и форм осуществляемого на них хозяйствования) субъекта Российской Федерации в целом, административного муниципального образования (муниципальный район, городское поселение, городской округ, иные муниципальные образования), постоянно действующего полигона, эталонного стационарного участка, а также земельный участок или группа земельных участков.

Каждый объект государственного мониторинга земель описывается набором показателей, определяющих его состояние и использование.

 

Показателями мониторинга использования земель являются:

- общая площадь земель (земельных участков) соответствующей категории               (для объекта государственного мониторинга земель - земли определенной категории, установленной статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации);

- общая площадь земельных участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования (в случае, если государственный мониторинг земель проводится в отношении земельных участков, имеющих определенный вид разрешенного использования);

- площадь земель или земельных участков, в отношении которых выявлено использование их не по целевому назначению, невыполнение обязанностей                          по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

- площадь земель или земельных участков, в отношении которых выявлено неиспользование земель и земельных участков;

- площадь земель или земельных участков, в отношении которых выявлены иные нарушения земельного законодательства, за исключением порчи земель;

- площадь распределения земель по формам собственности (в разрезе категорий             и видов разрешенного использования), исходя из данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- площадь застроенных земель в разрезе категорий;

- общая площадь внесенных в государственный кадастр недвижимости земель лесного фонда по видам использования лесов;

- иные показатели, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Показателями мониторинга состояния земель являются:

а) количественные показатели состояния земель:

- общая площадь земель (земельных участков) соответствующей категории               (в разрезе категорий земель, установленных статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации);

- общая площадь земельных участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования (в случае если государственный мониторинг земель проводится в отношении земельных участков, имеющих определенный вид разрешенного использования);

- общая площадь земельных участков общего пользования, внесенных                       в государственный кадастр недвижимости, занятых улично-дорожной сетью, коммуникациями, скверами, парками, городскими лесами (для земель населенных пунктов);

- общая площадь санитарно-защитных и охранных зон объектов, внесенных                  в государственный кадастр недвижимости, расположенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и иного специального назначения;

- количество объектов, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, расположенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и иного специального назначения,                      в отношении которых отсутствуют сведения в государственном кадастре недвижимости санитарно-защитных и (или) охранных зонах (в случае если установление таких зон предусмотрено законодательством);

- общая площадь учтенных в государственном кадастре недвижимости санитарно-защитных и охранных зон объектов, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов;

- количество объектов, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов,               в отношении которых отсутствуют сведения в государственном кадастре недвижимости             о санитарно-защитных и (или) охранных зонах (в случае если установление таких зон предусмотрено законодательством Российской Федерации);

 

б) качественные показатели состояния земель (с указанием степени развития негативного процесса):

- площадь земель, подверженных линейной эрозии (слабая, средняя, сильная, очень сильная степень развития);

- площадь земель, подверженных опустыниванию (слабая, средняя, сильная, очень сильная степень развития);

- площадь подтопленных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

- площадь заболоченных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

- площадь переувлажненных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

- площадь нарушенных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

- площадь захламленных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

- площадь земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению (слабая, средняя, сильная степень развития);

- площадь земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная степень развития);

- площадь земель, загрязненных тяжелыми металлами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная степень развития);

- площадь земель, подверженных иным негативным процессам (с указанием наименования и степени развития негативного процесса).

 

Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных (периодических, оперативных) наблюдений, направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных показателей со значениями базового наблюдения                             и нормативного показателя.

Показатели состояния земель выражаются как в абсолютных,                                    так и в относительных значениях, отнесенных к определенному периоду или сроку.

По результатам оценки состояния земель составляются прогнозы и рекомендации с приложением к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изменений, в особенности имеющих негативный характер.

Полученные материалы и данные государственного мониторинга земель накапливаются и хранятся в архивах (фондах) и базах данных автоматизированной информационной системы государственного мониторинга земель.

Данные, полученные в ходе проведения государственного мониторинга земель, используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии             и использовании земель в Российской Федерации.

 

В рамках осуществления государственного мониторинга земель осуществляется формирование годового статистического отчета «О наличии земель и распределении              их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям» (далее - Отчет).

Отчет представляет собой обобщенный, систематизированный по определенному принципу свод документированных сведений о земельном фонде в определенных границах. Перечень обобщаемых в Отчете сведений определен на основе действующего законодательства, сложившихся традиций учета количества, качественного состояния               и правового положения земель в границах территорий, а также действующих в данной предметной области государственных и ведомственных стандартов. Принятый состав показателей характеризует наличие, состояние и использование земельного фонда               в населенных пунктах, административных районах, субъектах Российской Федерации              и в целом в Российской Федерации.

Формирование Отчета осуществляется ежегодно по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным периодом. Работа проводится в течении всего отчетного периода и в тесном сотрудничестве с органами государственной власти и органами местного самоуправления, юридическими лицами и так далее, с использованием предоставленных данных.

Сведения о решении органов местного самоуправления о предоставлении государственных и муниципальных земель и других решениях в отношении земельных участков (земель) получаются от компетентных органов государственной власти                    и местного самоуправления в рамках соответствующих соглашений или запросов. Получение сведений, содержащих характеристики земельного участка, и не вошедших             в состав сведений государственного кадастра недвижимости, организуется аналогично. Данный порядок соответствует условиям предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620 «Об условиях предоставления                             в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета».  

Отчеты составляются отдельно для каждого административно – территориального образования (согласно действующего ОКАТО) организацией, осуществляющей учет текущих изменений сведений о наличии земель в границах территорий и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям.

Формирование годовых статистических отчетов муниципальных образований проводиться территориальными органами Госкомрегистра .

В конце отчетного периода выполняется свод в разрезе административно – территориальной единицы (25 на территории Республики Крым) и представляется                    на электронных (формат Excel по определенной форме) и бумажных носителях                  в центральный аппарат Госкомрегистра Республики Крым.

Земельный баланс субъекта Российской Федерации получается путем свода земельных балансов муниципальных образований (районов (городов), входящих                      в границу субъекта Российской Федерации, то есть формирование годового отчета начинается на уровне муниципального района, а затем делается свод сведений на уровне субъекта Российской Федерации.

 

До 2014 года территориальными органами Госземагентства Украины                        на территории Республики Крым осуществлялось ведение и составление ежегодно                 по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным периодом,  государственной статистической отчетности о наличии земель, распределении их по собственникам, пользователям, угодьям (формы № 6-зем, № 6 а-зем, № 2-зем). Отчет по форме № 2-зем «Отчет о землях, находящихся в собственности и пользовании» (полугодовой) составлялся по состоянию на 1 июля текущего года.

Отчеты по формам № 6-зем, № 6 а-зем, № 2-зем готовились в соответствии                   с Приказом Государственного комитета статистики Украины от 05.11.1998 № 377                «Об утверждении форм государственной статистической отчетности по земельным ресурсам и Инструкции по заполнению государственной статистической отчетности          по количественному учету земель (формы № 6-зем, № 6 а-зем, № 2-зем)».

Поэтому, сведения из отчетов по форме № 6-зем, № 6а-зем, № 2-зем необходимо использовать для работы как первичную информацию об учетных данных на территории каждого муниципального образования.

Основным отличием форм статистической отчетности Российской Федерации               и Украины является распределение земель по категориям.

С целью осуществления перехода с форм статистической отчетности Украины,            во исполнение Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра           и картографии (Росреестр) от 15.10.2015 № П/538 «Об организации федерального статистического наблюдения за земельными ресурсами в субъектах Российской Федерации и составления статистического отчета о наличии и распределении земель             в 2015 году» по формированию годового статистического отчета «О наличии земель             и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям»            по состоянию на 1 января 2016 года (формы №№ 22-1, 22-2, 22-3 и пр.) Госкомрегистром проведена работа с Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым и получены данные государственной статистической отчетности о наличии земель, распределении их по собственникам, пользователям, угодьям (формы № 6-зем, № 6 а-зем, № 2-зем). Отчеты по формам № 6-зем, № 6 а-зем, № 2-зем готовились согласно Приказу Государственного комитета статистики Украины от 05.11.1998 № 377 «Об утверждении форм государственной статистической отчетности по земельным ресурсам и Инструкции по заполнению государственной статистической отчетности по количественному учету земель (формы № 6-зем, № 6 а-зем, № 2-зем)».

Госкомрегистр осуществляет формирование, сдачу Отчета ежегодно по состоянию на 1 января года следующего за отчетным периодом.

 

Нормативные правовые акты в сфере государственного мониторинга земель:

 

- Конституция Российской Федерации;

- Земельный кодекс Российской Федерации;

- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая);

- Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве»;

- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

- Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 30.12.2015 № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2002  № 514 «Об утверждении Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 27.02.2004 № 112 «Об использовании земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведении на них мелиоративных и культуртехнических работ, установлении охранных зон и сохранении находящихся на этих землях объектов;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 «О государственном земельном надзоре»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 06.06.2013 № 477 «Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 09.08.2013 № 681 «О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)» (вместе с «Положением о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)»);

- Постановление  Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 326 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель»;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 № 297-р «Об утверждении основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации»;

- Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 14.11.2006 № 376 «Об утверждении административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства»;

- Приказ Минэкономразвития России от 26.12.2014 № 852 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения».


 

Карта сайта
Закрыть